15.02.2023
Об обеспечении педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях реализации ФГОС ДО.
Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, систему ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретённые в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, её народам, историческому и культурному наследию.
Партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребёнка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» (А.Д. Кошелева). С такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено в первую очередь на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия детского сада с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику «вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника» (Е.П. Арнаутова).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп. 5).
Одной из целей, на достижение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
2. Повышение компетентности родителей.
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.
4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.
взаимодействия педагогов детского сада с семьей:
1. Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары.
2. Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации.
3. Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра.
4. Вовлечение семьи в образовательный процесс: образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции.
Для определения тематики и подготовки материалов для родителей мы проводим с родителями анкетирование по разным направлениям, сейчас в условиях пандемии проводим онлайн опросы, рассылая анкеты по почту, через вайбер. Используем индивидуальные беседы, подбираем вопросы по теме уточняя, в каких вопросах требуется помощь педагога родителю.
Как эмпирические, так и научные данные показывают, что сложности в налаживании взаимодействия детского сада с родителями возникают из-за неверной трактовки, а зачастую и из-за недооценки семьёй роли дошкольного учреждения, поэтому одним из важнейших направлений является реклама, подразумевающая пропаганду дошкольного образования, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг.
Формы работы:
1. Сайт дошкольного отделения образовательной организации.
*достижения группы; фото- и видеоальбом; информация о мероприятиях; интервью и другие интересные материалы.
2. Выставки результатов воспитательно-образовательной работы: творческие работы; фотоотчёты.
3. Открытые показы различных видов детской деятельности.
4. Совместные детско-родительские мероприятия:
- досуги, спортивные и конкурсные мероприятия;
- трудовые, благотворительные и другие акции.