Конспект занятия по теме: «22 апреля – День Земли» Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Задачи: 1. Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических чувств, умение видеть красоту природы, восхищаться ею. 2. Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту. 3. Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы. 4. Воспитывать бережное отношение к миру природы. 5. Развивать творческие способности путем изготовления книжки-малышки. К концу занятия дети должны знать и уметь: - что за праздник «День Земли»; - для чего нужно охранять природу; - правила поведения в природе; - природоохранные знаки; - как изготовить книжку-малышку. Ход занятия: 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришел почтальон Печкин и принес письмо. Давайте посмотрим, что в нем написано (открывает конверт) «Уважаемые ребята, приглашаю вас на день рождения. Земля». Итак, сегодня мы отправляемся в гости к Земле. Воспитатель: А что такое Земля? (ответы) Итак, совершенно верно, это планета, на которой мы живем, это наша природа, наша Родина. 2. Основная часть. Воспитатель: У нас у всех есть день рождения и у нашей Земли он тоже есть. 22 апреля – День Земли. Кто не знает слов маленького принца героя Сент-Экзюпери: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же привел в порядок свою планету. А что же это на самом деле – привести в порядок свою планету, у нас мало кому известно. Как и том, что 22 апреля весь мир отмечает День Земли. История Дня Земли началась в 1840 г., когда Дж. Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на территорию штата Небраска. Бескрайние прерии с одинокими деревьями, солнце и ветер, от которых негде было укрыться, и иссушенная земля привели Мортона к идее озеленения. Он предложил установить день, посвященный озеленению и учредить призы для тех, кто высадит наибольшее количество деревьев. Так в штате Небраска появился День Дерева и стал отмечаться 22 апреля, в день рождения Мортона. С 1970 г. идея праздника сменилась. В 1969 г. произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта – Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, вылившейся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода. С тех пор ведущую роль в праздновании стали играть охрана окружающей среды, экологическое образование и просвещение. Появилось и новое название – День Земли. Через несколько лет праздник стал всемирным. Начиная с 1990 г. в празднование включились и российские организации. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, была бы возможна жизнь на Земле, если бы вдруг не стало или почвы, или воды, или воздуха? Почему? (Ответы детей) Воспитатель: Действительно, без воды, почвы, воздуха, растительного и животного мира жизнь на Земле была бы невозможна, Трудно представить, что это все вдруг исчезло. Мы должны постоянно помнить, что вода, воздух, почва могут менять свое качество, и оно зависит от человека. Послушайте рассказ о том, как отдыхали дети на природе (см. приложение № 1). Воспитатель: Как вы думаете, правильно или нет, вели себя дети? Что неправильно, что правильно? (Ответы детей) Воспитатель: Итак, где бы мы с вами не находились, мы должны соблюдать какие-то правила: в школе, дома, в гостях, на проезжей части. В гостях у природы мы также должны неукоснительно соблюдать определенные правила. А какие, как вы думаете? (Ответы детей) Воспитатель: Правильно (см. приложение № 2). Каждый ребенок зачитывает по одному правилу и комментирует его. Воспитатель: Чтобы все эти правила было легче запомнить, придумали природоохранные знаки. Как вы думаете, что это такое? Воспитатель: Правильно, это знаки с изображением того, что нельзя делать в гостях у Земли. Знакомство со знаками (см. приложение № 3). Физкультминутка (см. приложение № 4). Воспитатель: Чтобы вам лучше запомнить все правила и знаки, и познакомить своих друзей с ними, мы сделаем книжки-малышки с этими знаками (см. приложение № 5). Во время изготовления книжек звучит инструментальная музыка. 3. Подведение итогов. Каждый ребенок выходит со своей книжкой и рассказывает о тех природоохранных знаках, которые он нарисовал и том, что он больше всего запомнил на занятии. Воспитатель: И в заключение нашего занятия я предлагаю вам послушать эти строки (см. приложение № 6). Воспитатель: Спасибо за внимание. До новых встреч. Приложение № 1 Ребята отдыхали на живописной поляне у реки. Они развернули свои завтраки, поели, потом поиграли, искупались. Саня подтягивался на низкой ветке сосны, которая потом под ним поломалась. Вася собирал шишки и швырял их в воду. После того, как он перекидал их все, взял жестяную консервную банку и хотел тоже бросить, но Андрей остановил его: - Сам же ногу порежешь, когда купаться будешь. Но Вася не послушал и бросил банку. Девочкам стало скучно, и они включили магнитофон на всю громкость. Мальчики играли в догонялки, потом кто-то предложил поставить в ряд бутылки и сбивать их палкой, но Андрей сказал: - Эта игра не годится. Если разобьем бутылку, будет битое стекло. Кому это нужно? - А куда их девать? Пусть бьются,- доказывал Гена. - Неужели не понимаешь, что битое стекло – это и опасно, и безобразно? Сам не захочешь потом отдыхать здесь,- настаивал Андрей. Но над ним посмеялись и стали сбивать бутылки. - Посмотрите, что я нашла!- закричала вдруг Нина. Ребята подбежали к ней и увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Скоро собрались уходить домой. На поляне валялись клочки бумаги, прозрачные пакеты, бутылки из-под воды, оставшаяся еда. - Ребята, давайте уберем за собой, - предложил Андрей. - Какой ты правильный! Тебе надо, ты и убирай! – возразил Вася. Андрей собрал в пакет бумагу, бутылки, кульки. Когда дети возвращались домой, то увидели небольшой пруд, где плавали кувшинки. Девочки стали просить мальчиков, чтобы они сорвали их. Мальчики выполнили просьбу. Радостные и довольные дети вышли из леса. На одном из последних деревьев Вадик вырезал звездочку. - Пусть все знают, что мы здесь были,- сказал он с гордостью. На улице было жарко и все кувшинки у девочек завяли. Они без сожаления выбросили их и довольные своим отдыхом пошли домой. Приложение № 2 Правила поведения в природе 1. Не ломай ветви деревьев и кустарников. 2. Не повреждай кору деревьев. 3. Не собирай березовый сок, это вредит дереву. 4. Не рви в лесу и на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком. 5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. 6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повредить веток. 7. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе. 8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. 9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых. 10. Не разоряй гнезда шмелей. 11. Не разоряй муравейник. 12. береги лягушек, жаб и головастиков. 13. Не убивай змей, даже ядовитых. 14. Не лови диких животных и не уноси их домой. 15. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. 16. Не разоряй птичьи гнезда. 17. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной, в начале лета. Она легко может поймать летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей. 18. Не лови здоровых птиц и не уноси их домой. Детенышей животных тоже. В природе о них позаботятся взрослые животные-родители. 19. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые. 20. Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше. 21. Не разводи огонь. Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травки, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес. 22. Не оставляй в лесу, в парке, у реки, на лугу мусор. 23. Не бросай мусор в водоемы. Приложение № 3 Природоохранные знаки Приложение № 4 Физкультминутка Прилетела к нам вчера Полосатая пчела (частые взмахи руками), А за нею шмель-шмелек (взмахи редкие) И веселый мотылек (взмахи руками от плеча). Два жука и стрекоза (руки в одну сторону, затем в другую) Как фонарики, глаза. Пожужжали, полетали (жужжат и делают взмахи руками) От усталости упали (сели на корточки). Приложение № 5 Этапы изготовления книжки-малышки 1. Взять два альбомных листа. 2. Согнуть листы пополам . 3. Соединить получившуюся книжку клеем. 4. На передней обложке написать название в середине, вверху автора ( с помощью воспитателя). 5. На задней обложке год издания, место издания( с помощью воспитателя).. 6. В середине нарисовать природоохранные знаки. Рекомендация для педагога: количество страниц и размер книжки зависит от возраста ребенка Приложение № 6 СТИХОТВОРЕНИЕ О ПРИРОДЕ Нам жить в одной семье, Нам жить в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полете… Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке И клюкву на болоте. (Н. Старшинов) Стихотворение для ребенка при подведении итогов занятия Я на кусте у родника Не тронул сети паука, Я поглазел на муравьев: У них домище – Будь здоров! Я долго по лесу шагал И никого не напугал, Нигде воды не замутил… В лесу я просто погостил! (Н. Красильников)